Четверг, 25.04.2024, 19:14
Приветствую Вас Гость | RSS

МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 "ЭРУДИТ"

Поиск
Меню
#СИДИМДОМА
Я-родитель
Прими участие!
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Мы рады Вам помочь

Главная » Статьи » Педагогическа шкатулка

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БОС

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ БОС
в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно – двигательного аппарата

                                                                                

Сегодня   уже   ясно,   что   человек   не   сможет   жить   в информационном обществе будущего, не владея так назы­ваемой компьютерной грамотностью.

Ком­пьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошколь­ном возрасте.

      В 2006 году нашим дошкольным образовательным учреждением в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был при­обретен кабинет «БОС - опорно-двигательный», осна­щенный аппаратно-программным комплексом для коррекции расстройств функциональных систем организма путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

Компьютерная технология  биологическая обратная связь получила широкое распространение в коррекции и профилактике двигательных нарушений благодаря возможности непрерывного контроля за функцией  мышц и управления этой функцией через эмоционально значимые параметры: изменения светового, звукового сигналов, управление компьютерной игрой.

        В настоящее время  под биологической обратной связью понимается метод, при котором с помощью каналов искусственной обратной связи, акустической, визуальной или тактильной, предъявляется информация о текущем состоянии той или иной физиологической функции с целью обучения его сознательному контролю и  управлению этими функциями. Данный метод является интенсивно развивающейся инновационной технологией   в образовании.

Программный комплекс «БОС - опорно-двигательный» состоит из двух программ: «МИО» и «Cardio», которые предназначены для индивидуальной коррекционной работы с детьми имеющими нарушения двигательных функций.

        Компьютерная программа «МИО 2.2С» предназначена для коррекции и профилактики нарушения функций  опорно-двигательного аппарата: плоскостопия, нарушения осанки, нарушения функций тазобедренного сустава, нарушения функций кисти и т. д. Программа реализуется методом биологической обратной связи по  электромиограмме.

   Метод биологической обратной связи по электромиограмме является оптимальным для решения следующих специальных задач:

1.              Восстановление и тренировка мышечного чувства.

2.      Повышение сократительной способности мышц.

3.      Восстановление функций взаимосвязи и взаимодействия      мышц.

4.              Формирование двигательного навыка:

-   манипуляционной функции кисти и стопы;

-   правильной осанки.

   Компьютерная программа «Cardio» предназначена для коррекции нарушений функций грудной клетки при патологиях опорно – двигательного аппарата и формирования правильного диафрагмального дыхания при ослабленном иммунитете, при нарушении речевого дыхания.

  Разновидностью метода является методика, основанная на выработке устойчивого диафрагмального типа дыхания с использованием в качестве регистрируемого и управляемого параметра дыхательной аритмии сердца. У воспитанника формируется спокойное, безусильное дыхание с замедленным выдохом и максимальным снижением частоты сердечных сокращений  на выдохе. В результате достигается полная синхронизация фаз дыхательного цикла и колебаний частоты сердечно - сосудистой системы. Влияние диафрагмально-релаксационного дыхания имеет многофакторный характер. Помимо сознательного управления дыханием ребенок опосредованно воздействует на сердечный ритм, в результате чего восстанавливаются межсистемные связи в основном из-за нормализации вегетативной регуляции, что ведет к активации внутренних резервов организма.

В 2009 приобретена компьютерная программа на основе БОС – технологии «Учимся и Оздоравливаемся» для коррекции дыхания и нарушений функций грудной клетки. Программа является современным продуктом, обеспечивающим использование всего спектра мультимедиа-возможностей компьютера, что позволяет обеспечить высокий уровень мотивации ребенка при проведении целевых тренингов.

Компьютерная программа на основе  технологии биологической обратной связи  «Учимся и Оздоравливаемся»

   Это новая компьютерная программа биологической обратной связи на эмуляции без прибора ПБС-БОС – преобразователя биологических импульсов, основу которой составляет программа «БОС  - Здоровье». Программа «Учимся и Оздоравливаемся» содержит в себе тренинг по диафрагмальному дыханию и образовательный компонент: «Здоровая  азбука» и «Здоровая математика».

     Программа является частью инновационной технологии Александра Сметанкина  «БОС - Здоровье».    Занятия по программе «Учимся и оздоравливаемся» построены на основе физиологических данных дыхательного цикла и сенсорных каналов. Дыхательный ритм детей дошкольного возраста по научным данным составляет 5 сек, в этот момент открыты сенсорные каналы, - оптимальный темп для подачи информации.

    Интегрированное занятие состоит из двух частей:

- Оздоровительная – урок дыхания, где формируется диафрагмально- релаксационное дыхание, происходит тренинг мышц диафрагмы, коррекция нарушений функций грудной клетки, что, в свою очередь, способствует улучшению обмена веществ через лимфатические каналы -  в целом происходит оздоровление организма за счет повышения иммунитета.

 - Образовательно – коррекционная, где в частоте дыхательного цикла ребенка – дошкольника преподносится учебный материал.

    Программа  «Учимся и оздоравливаемся» предполагает взаимосвязь между педагогом кабинета БОС и другими специалистами дошкольного образовательного учреждения.      «Здоровая Азбука» предназначена для ознакомления, изучения и закрепления  букв родного алфавита.  На этих занятиях ребенок закрепляет знания, полученные при работе с логопедом.  Дети совершают путешествие в мир букв и слов, знакомятся с гласными и согласными буквами, учатся находить место буквы в слове, знакомятся с делением слов на слоги. Повторение слов и знакомство с образами, специально подобранными на каждую букву, улучшает и обогащает речь детей и формирует интерес к дальнейшему изучению родного языка.

  Учебное электронное пособие «Здоровая Математика». Пособие помогает ребенку с помощью педагогов освоить количественный счет в прямом и обратном порядке от 1 до 10, сравнение чисел, элементарные задачи на сложение и вычитание. Для усвоения материала ребенок под руководством взрослого  выполняет задание и отвечает на вопросы на выдохе. На таких занятиях закрепляются знания, полученные дошкольником при изучении раздела «Формирование элементарных математических представлений» общеразвивающей программы.

                        Обучение детей по предлагаемой инновационной методике кроме коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата,  существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья, помогает ребенку развить необходимые для дальнейшего обучения функции, такие, как организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно – пространственное восприятие, зрительно – моторная координация.

            Данная программа предназначена для групповой и индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста. Эффективно применяется в обучении детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата, речи и при задержке психического развития.

  Эффективность применения  технологии БОС :

1.Клиническое  улучшение состояния ребенка.

2. Статически значимые    изменения    регулируемой функции.

3. Сохранение  устойчивости сформированных навыков.

4.Стабильное повышение показателей уровня развития физической подготовленности.

5.Положительная динамика  умственного и речевого развития.

6.Обучение ребенка управлению мышцами.

 Преимущества метода БОС: 

1. Метод БОС не имеет абсолютных противопоказаний к применению.

2.Метод БОС физиологичен, т.к. опирается на активизацию и мобилизацию собственных резервов организма человека.

3.Метод БОС имеет четкую направленность при коррекции нарушений опорно – двигательного аппарата.

4. Метод БОС, позволяет осуществлять дозирование и контроль нагрузок, как при проведении каждого занятия, так и в ходе всего курса.

5.  Метод БОС позволяет осуществлять объективно-диагностические мероприятия.

6.  Метод БОС объективно требует индивидуально-психологического подхода к проведению каждого коррекционного занятия, что значительно повышает эффективность.

7. Метод БОС требует от ребенка активного участия в собственном развитии, что также повышает его эффективность.

8.Метод БОС сочетается со всеми видами проводимых медицинских и педагогических мероприятий, причем их совместное применение взаимно потенцирует друг друга.

9.Метод БОС не ограничивает применения каких-либо лечебных мероприятий в будущем.

10. Метод БОС безболезненен.

11.Метод БОС значительно повышает уровень физического развития.

12. Метод БОС  способствует дальнейшему развитию   мышления ребёнка, обеспечивает благо­даря формированию основ теоретического мышления интел­лектуальную подготовку к обучению в школе.

13. Благодаря таким преимуществам, как наглядность, повышенная роль сознательного управления, возможности дозировать и контролировать нагрузки, как самим ребенком, так и педагогом с помощью выбора пороговых уровней, активному участию ребенка в коррекционном процессе нарушений опорно – двигательного аппарата, метод биологической обратной связи значительно более эффективен.  

 Изиланова А.А.,инструктор по физической культуре                                                          высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Педагогическа шкатулка | Добавил: Эрудит (19.01.2012)
Просмотров: 4237
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
...
Оцени сайт
Оцените мой сайт
Всего ответов: 190
Статистика сайта