Одна из
важнейших задач дошкольного образовательного учреждения – подготовка детей к
обучению в школе. Она включает в себя самые необходимые знания и начальные
умения в различных видах учебной деятельности. Дети усваивают простейшие
действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат
стихи, знакомятся со счётом, буквами, наблюдают природу, выполняют физические
упражнения; кроме письма, так как в этом возрасте для большинства детей оно
недоступно.
Подготовка к
письму – один из самых сложных этапов подготовки ребёнка к школьному обучению.
Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребёнка, с одной
стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. У детей данного возраста
слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений. Для
восприятия и воспроизведения букв и их элементов необходимы хорошо
развитые зрительные и двигательные анализаторы. Дети на самых начальных
этапах обучения письму не различают в буквах элементы, не могут выделить их из
целой буквы, не полностью воспринимают её конфигурацию. Кроме того, дети с
трудом ориентируются в таких необходимых при письме характеристиках, как правая
и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над и т.д.
Процесс письма
требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных
усилий, непрерывного контроля и напряжения. А всякого рода перегрузки и
переутомления негативно сказываются на развитии детского организма.
В дошкольном
возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, то есть, по
возможности, надо развить механизмы,
необходимые для его осуществления, создать условия для развития у ребёнка «ручной умелости», без которой
невозможно быстро и успешно освоить навык письма. Поэтому родителям будущих
первоклассников нужно осознать важность именно подготовки к письму, а не его
непосредственному обучению, что, к сожалению имеет место во многих семьях и
часто приводит к формированию неправильной техники письма.
Работа по
подготовке детей к письму включает в
себя следующие моменты.
ü Развитие
«ручной умелости», мелкой моторики рук. Формируются такие качества как точность
произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание,
сосредоточенность.
Виды деятельности:
застёгивание пуговиц, завязывание шнурков, работа с конструкторами
разного типа, пластилином, тестом для лепки,
мозаикой, бусинами, мелкими камешками, орехами,
игры с крупой, резание
ножницами, различные виды плетения из
бумаги, тесьмы, макраме, оригами.
ü Развитие
пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих
направлениях движения (слева-направо, сверху-вниз, вперёд-назад). В обращении к
детям нужно употреблять точные пространственные термины.
Виды деятельности: работа
по ознакомлению детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк,
с тетрадным листом в клетку, в линейку, уточнять значения выражений «верхний
(правый, левый) угол», «нижний (правый, левый) угол», «верхняя строка», «нижняя
строка», «середина страницы», «первая, вторая строка»).
Игровые
упражнения на магнитной доске: «Куда ускакал зайчик?» (перемещать фигурку
зайчика по задаваемым направлениям).
Графические задания, диктанты.
ü Развитие
согласованности темпа и ритма движений, слова и жеста.
Виды деятельности:
логоритмические упражнения, пальчиковые и подвижные игры, выкладывание модулей,
схем, рисование повторяющихся элементов.
ü Формирование
базовых графических навыков.
Виды деятельности:
- формирование правильного навыка обращения с пишущими предметами (карандашом,
фломастером, ручкой):
- правильное положение пальцев;
-
правильное положение пальцев относительно пишущего предмета; - правильное положение руки;
- умеренный нажим, свободное ненапряжённое сжимание карандаша;
- правильная
поза;
- штриховка, обводка по шаблону или трафарету;
- печатание букв, слогов, слов, цифр;
- раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Выполняя
различные упражнения по подготовке к письму, необходимо соблюдать гигиенические
правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Это поможет ребёнку в
дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.
Учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 77 «Эрудит» Головченко
Е.И.
|